Рекламный баннер 990x90px ban-1
Курс: 92.7 103.25

Нефтекамский историко-краеведческий музей в рубрике История одного предмета знакомит читателей с люлькой

Нефтекамский историко-краеведческий музей в рубрике «История одного предмета» знакомит читателей с люлькой.

Ежегодно 20 ноября отмечается Всемирный день ребенка. Всемирный день ребенка был провозглашен Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в 1954 году. Он отмечается как день мирового братства и взаимопонимания детей, посвященного деятельности, направленной на обеспечение благополучия детей во всем мире. 20 ноября — важная веха в становлении прав ребенка. В этот день в 1959 году Генеральная Ассамблея приняла Декларацию прав ребенка, а в 1989 году — Конвенцию о правах ребенка.

Дети и подростки — самые уязвимые члены любого общества. Хотя век прав детей начался только во второй половине XX века, независимо от этого, каждое поколение родителей старалось по - своему уберегать детей.

Колыбе́ль (люлька, зыбка) — подвесная или напольная качающаяся кроватка для маленького ребёнка.

Слово же люлька (в значении колыбель) возникло от общеславянского люлю, означающего припев при укачивании и возникшего от глагола лелеять.

В. И. Даль отмечает, что в зависимости от местности колыбель в XIX веке называли зыбка, люлька, качалка, баюкалка, колыска. Как бы они не назывались, задача у всех была одна — убаюкать малыша.

Люлька известна большинству народов мира, её история уходит в глубину веков, уже невозможно установить, кто первым сколотил подвесную детскую кроватку своему малышу. Одно можно сказать точно — это огромная часть народной культуры.

Люльки, дошедшие до наших дней, созданы из разных материалов и имеют разную конструкцию. Но все они изготавливались подвесными, это имело вполне практичное обоснование. Малыш нуждался в защите от холода и сквозняков, а вися в воздухе, на него не дуло из-под двери, теплый воздух от печи шел вверх и согревал его. Крепили её на верёвке к длинной и гибкой жерди - очепе или к кольцу, которое выбивалось в одну из опор потолочной балки.

Правильно сделанная и закреплённая люлька - долговечная, устойчивая и легко качалась. А вот, неправильная, могла опрокинуться от неосторожного толчка. Вот поэтому за новой люлькой обращались к специальному мастеру. Если семья не могла позволить себе этого, то тогда люльку делал хозяин дома.

В качестве материала для изготовления использовались - дерево, ивовые прутья, кора, кожа. Но не каждое дерево использовалось для люлек, а только то, которого, как считалось, боялась нечисть. А вот из осины, которая с нечистью дружит люльки никогда не делали.

Очень состоятельные люди могли себе позволить кованые люльки. Так, например, для Александра I тульскими мастерами была сделана стальная колыбелька, украшенная резьбой и вензелями.

В славянской традиции — первая земная обитель человека, объект и место магических оберегов, направленных на защиту жизни и здоровья ребёнка. Например, клали полено рядом с младенцем, приговаривая: «Спи так же крепко, как это поленце». Для того, чтобы защитить ребенка и призвать к нему добрые сны, колыбель украшали разнообразными оберегами. Так, бортики колыбельки украшали резьбой и росписью. Простыни и наволочки подушек обязательно вышивали. Вышивка не только украшала белье, но и служила оберегом. С люлькой связаны также и приметы. Запрещалось качать пустую люльку, считалось, что ребеночек в ней не сможет спокойно спать. Эта примета сохранилась до наших дней.

Обязательным атрибутом люльки был полог. Он не просто уберегал ребенка от солнца и насекомых, но и отводил взгляды посторонних лиц, которые могли сглазить или целенаправленно навести порчу. Ткань полога покрывалась сакральной вышивкой и кружевами, а в бедных семьях подбирали просто красивую ткань, часто со старой одежды, например, сарафана. Для этой же цели защиты от злых сил и помыслов под солому, матрасик или пуховую перинку клали иконки, крестик и разнообразные обереги.

Дети спали в люльке приблизительно до двух лет, то есть пока их кормили грудным молоком или до тех пор, пока не рождался следующий. С этого момента ребенок переселялся на полати.

В фондах нашего музея под учётным обозначением НИКМ ОФ 5577 хранится люлька для младенца. Предмет овальной продолговатой формы с высокими бортами, подвесной, полностью сплетён из ивовых прутьев. Люлька была передана в наш музей в 2009 году жительницей деревни Сынгряново Илишевского района Республики Башкортостан Насретдиновой Розой Галеевной. Экспонируется в зале «Этнография народов Республики Башкортостан».

Сведения о предоставленной люльке опубликованы в Государственном Каталоге Музейного фонда Российской Федерации:

https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=47069859

Литература:

1. Даль В.В. Толковый словарь живого великорусского языка:

Т. 1-4. – М.: Русский язык

2. Листова Т. Л. Обряды и обычаи, связанные с рождением детей. Первый год жизни // Русские / Отв. ред. В. А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук. — М.: Наука, 1999. — ISBN 5-88590-309-3.

3. Шангина И. И. Люлька // Русский традиционный быт: Энциклопедический словарь. — СПб.: Азбука-Классика, 2003. — С. 419—420. — 688 с. — 5000 экз. — ISBN 5-352-00337-X.

4. https://www.calend.ru/holidays/0/0/106/

5. https://www.un.org/ru/observances/world-childrens-day



814

Оставить сообщение: