Нефтекамский историко-краеведческий музей в рубрике «История одного предмета» знакомит читателей с лампадой церковной.
7 января — один из христианских праздников и государственный праздник в более чем 100 странах мира - Рождество Христово. По преданию, в этот день появился на свет Спаситель мира, Иисус Христос. В христианской традиции Рождество считается одним из главных праздников. По значимости – вторым после Пасхи. В этот день завершается долгий и строгий Рождественский пост и начинаются Святки – время от Сочельника (6 января) до Крещения Господня (19 января). В Рождество Христово люди поздравляют друг друга, желают здоровья и благополучия, дарят подарки и устраивают детские мероприятия.
В христианстве много символов. Одним из них является свет. Он используется как символ Бога, поскольку он представляет собой освещающую силу Божьей благодати и любви. Вероятно, каждый человек, приходящий в православную церковь, обращал внимание на то, что в разное время суток храм освещается по-разному: иногда его пространство залито светом, струящимся из окон, ярко горящими паникадилами, свечами и лампадами, в другое время он оказывается погружённым в полумрак, и только одинокая свеча теплится в руках у чтеца.
Обычаи использования светильников, лампад в православном богослужении, как и другие традиции, были наследованы христианами из Ветхого Завета.
Лампада (от греч. — светильник) — небольшой сосуд с горящим маслом, который подвешивают перед иконой, ставят на престоле в алтаре, а также зажигают при домашней молитве.
Древним прототипом современных лампад являются масляные светильники, которые использовались в быту для освещения помещений еще задолго до появления христианства. Они не отличались изяществом и представляли собой выдолбленные из камня небольшие плошки. С III в. до н. э. по первые века н. э. в Римской Империи и Византии получают распространение обточенные светильники из глины и терракоты с различными символами, геометрическими фигурами и изображениями на них. В XX в. в Израиле была обнаружена большая коллекция подобных ламп.
Немного позднее, светильники изготавливаются более закрытыми сверху. И с распространением христианства в IV в. на них появилась соответствующая религиозная символика: крест, Спаситель, агнец, голубь.
Сложно сказать, когда именно появились подвесные лампады, подобные тем, какие мы привыкли видеть в храме сегодня. Но документы свидетельствуют о том, что в XII-XIII вв. на Руси уже были распространены небольшие орнаментированные бронзовые «светильни» с поддонами, подвешенные на трех цепочках к звездообразному креплению с кольцом. В наши дни в православных храмах можно встретить подвесные лампады, разнообразные по технике исполнения, традиции украшения и используемым материалам. Современные технологии позволяют создавать настоящие произведения искусства.
В фондах нашего музея под учётным обозначением НИКМ ОФ 28 хранится лампада церковная. Тулово из стекла фиолетового цвета округло-цилиндрической формы сужающийся книзу. Низ – форма крышки с наконечником, переходящий в шарик, вверх – форма крышки, переходящий в стаканчик с отверстием для фитиля. Низ и верх - железные. Подвеска из металлического круга: от центра тулово на трех цепях, прикрепленных к кольцу зубчиками.
Сведения о предоставленной лампаде опубликованы в Государственном Каталоге Музейного фонда Российской Федерации:
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=31618711
Литература:
1. https://www.calend.ru/holidays/0/0/2/
2. https://pravlife.ru/simvolika-sveta-v-pravoslavnom-bo..
3. https://lavka-obitel.ru/blog/istorya-lampady
7 января — один из христианских праздников и государственный праздник в более чем 100 странах мира - Рождество Христово. По преданию, в этот день появился на свет Спаситель мира, Иисус Христос. В христианской традиции Рождество считается одним из главных праздников. По значимости – вторым после Пасхи. В этот день завершается долгий и строгий Рождественский пост и начинаются Святки – время от Сочельника (6 января) до Крещения Господня (19 января). В Рождество Христово люди поздравляют друг друга, желают здоровья и благополучия, дарят подарки и устраивают детские мероприятия.
В христианстве много символов. Одним из них является свет. Он используется как символ Бога, поскольку он представляет собой освещающую силу Божьей благодати и любви. Вероятно, каждый человек, приходящий в православную церковь, обращал внимание на то, что в разное время суток храм освещается по-разному: иногда его пространство залито светом, струящимся из окон, ярко горящими паникадилами, свечами и лампадами, в другое время он оказывается погружённым в полумрак, и только одинокая свеча теплится в руках у чтеца.
Обычаи использования светильников, лампад в православном богослужении, как и другие традиции, были наследованы христианами из Ветхого Завета.
Лампада (от греч. — светильник) — небольшой сосуд с горящим маслом, который подвешивают перед иконой, ставят на престоле в алтаре, а также зажигают при домашней молитве.
Древним прототипом современных лампад являются масляные светильники, которые использовались в быту для освещения помещений еще задолго до появления христианства. Они не отличались изяществом и представляли собой выдолбленные из камня небольшие плошки. С III в. до н. э. по первые века н. э. в Римской Империи и Византии получают распространение обточенные светильники из глины и терракоты с различными символами, геометрическими фигурами и изображениями на них. В XX в. в Израиле была обнаружена большая коллекция подобных ламп.
Немного позднее, светильники изготавливаются более закрытыми сверху. И с распространением христианства в IV в. на них появилась соответствующая религиозная символика: крест, Спаситель, агнец, голубь.
Сложно сказать, когда именно появились подвесные лампады, подобные тем, какие мы привыкли видеть в храме сегодня. Но документы свидетельствуют о том, что в XII-XIII вв. на Руси уже были распространены небольшие орнаментированные бронзовые «светильни» с поддонами, подвешенные на трех цепочках к звездообразному креплению с кольцом. В наши дни в православных храмах можно встретить подвесные лампады, разнообразные по технике исполнения, традиции украшения и используемым материалам. Современные технологии позволяют создавать настоящие произведения искусства.
В фондах нашего музея под учётным обозначением НИКМ ОФ 28 хранится лампада церковная. Тулово из стекла фиолетового цвета округло-цилиндрической формы сужающийся книзу. Низ – форма крышки с наконечником, переходящий в шарик, вверх – форма крышки, переходящий в стаканчик с отверстием для фитиля. Низ и верх - железные. Подвеска из металлического круга: от центра тулово на трех цепях, прикрепленных к кольцу зубчиками.
Сведения о предоставленной лампаде опубликованы в Государственном Каталоге Музейного фонда Российской Федерации:
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=31618711
Литература:
1. https://www.calend.ru/holidays/0/0/2/
2. https://pravlife.ru/simvolika-sveta-v-pravoslavnom-bo..
3. https://lavka-obitel.ru/blog/istorya-lampady
1249