Рекламный баннер 990x90px ban-1
Курс: 92.71 103.47

Нефтекамский историко-краеведческий музей в рубрике История одного предмета знакомит читателей с русским сарафаном

Нефтекамский историко-краеведческий музей в рубрике «История одного предмета» знакомит читателей с русским сарафаном.

19 апреля отмечается один из самых ярких и красивых праздников — День национального костюма, который даёт возможность обратиться к традициям и культуре народов, проживающих в регионе.

Национальная одежда – это целая история народов, которая передается посредством цвета, формы, орнамента и открывает многие ее сокровенные тайны. Это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками, важная часть страны, рассказывающая об ее истории, культуре, традициях и укладе местных жителей.

Наша республика многонациональная. В дружбе и согласии проживают здесь более 160 национальностей. Национальный костюм каждого народа – это своеобразный феномен, результат длительного исторического пути, представляющий гармоничное взаимодействие верности традициям и открытости внешнему миру. В то же время народный костюм - это и синтез различных видов декоративного творчества.

Возьмём русский женский костюм – национальную одежду одного из многочисленных народов России и Республики Башкортостан. Исторически основой гардероба женщины являлась рубаха. Она могла быть составной или цельнокроеной, из хлопка, льна, шелка, кисеи или простая холщовая. Подол, рукава и ворот рубах, а иногда и нагрудную часть украшали вышивкой, тесьмой, узорами. По цвету и орнаменту они различались.

Сверху на рубаху надевался сарафан. Слово «сарафан» произошло от персидского «саран па» — «через голову», как правило, был трапециевидного силуэта. Сначала это было чисто мужское одеяние, парадное княжеское облачение с длинными откидными рукавами. Его шили из дорогих тканей — шелка, бархата, парчи. От вельмож сарафан перешел к духовенству и лишь после закрепился в женском гардеробе. Сарафаны были нескольких видов: глухие, распашные, прямые. Распашные сшивались из двух полотнищ, которые соединяли при помощи красивых пуговиц или застежек. Прямой сарафан крепился на лямках. Популярен был и глухой косоклинный сарафан с продольными клиньями и скошенными вставками по бокам. Самые распространенные цвета и оттенки для сарафанов — темно-синий, зеленый, красный, голубой, темно-вишневый. Русский народный костюм ещё дополнялся паневой, поясом, передником и головным уборам.

Отличительная черта русского национального костюма — его многослойность. Повседневный костюм был максимально простым, он состоял из самых необходимых элементов. Для сравнения: праздничный женский костюм замужней женщины мог включать в себя около 20 предметов, а повседневный — всего семь. По поверьям, многослойная просторная одежда предохраняла хозяйку от сглаза. Ношение менее трех слоев платьев считали неблагопристойным. У знати сложные платья подчеркивала достаток.

В нашем музее в зале «Этнография народов Республики Башкортостан» в экспозиции «Быт русского народа» выставлен русский сарафан, числится под учётным обозначением НИКМ ОФ 5226 и сведения о нём опубликованы в Государственном Каталоге Музейного фонда Российской Федерации:

https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=50537301

Выставленный сарафан синего цвета трапециевидной формы на широких лямках с расписными узорами. Украшен камнями и бусинками, резной тесьмой золотистого и бордового цвета. Передан в фонд музея на хранение Динеевой Ф.Т. в 2008 году.

Литература:

1. Султанова, А. И. История башкирского национального костюма / А. И. Султанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 773-775.

2. https://www.culture.ru/materials/51485/po-odezhke-vst..

461

Оставить сообщение: